Подписывайтесь:

Получать обновления на e-mail:


Цитатко

Что для Valve баг, то для Blizzard пасхалка.

Валентин Саввич Пикуль: его жизнь и книги

Автор kbaott, 17.02.2016 | Просмотров: 1 821 | Печать

И снова я всех приветствую! Сегодня я хотел написать обзор еще на одну книгу Валентина Пикуля, думал, что это будет «Честь имею», но поразмыслив решил, что эти отдельные короткие обзоры мало интересны. И я решил написать о самом авторе. Я надеюсь это будет не просто сухая биография Валентина Саввича. Постараюсь сделать рассказ интересным. Итак приступим.

«…как в Германии времен железного Бисмарка, который говорил: «Каждый немец
по закону имеет право болтать все, что придет в голову,
но только пусть он попробует это сделать!»

Итак начнем все-таки с биографических данных. Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) — отец будущего писателя был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». В 1939 году его перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья. Мать писателя — Мария Константиновна (девичья фамилия — Каренина) — была из крестьян Псковской губернии.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный». Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль Савва Михайлович, состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

Молодой Валентин Пикуль

Молодой Валентин Пикуль

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний». После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

getImage

Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Пикуль

Такая фотография Пикуля висит и у меня в кабинете — дань одному из любимых писателей

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.

Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим. Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне, Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность. Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.

pduLAKeojDQ

Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.

Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.

Я уже рассказывал о своем мнении о «Нечистой силе» на страницах блога.

Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.

В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

— А где вы успели нажить себе так много врагов?
— Для этого не надо быть гением. Делай свое дело, говори правду, не подхалимствуй — и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора.

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.

x_7c3c0fef

Валентин Саввич, был трижды женат. В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена – Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения». Они встретились случайно в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя была чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя была беременна, и влюбленным пришлось расписаться. Родилась дочка.

Пикулю хотелось писать о прошлом России, о непростой истории морского флота. Он занимался самообразованием: часами просиживал в библиотеках, изучал документы, делал заметки. Это было интересно, но занимало много времени. Ни молодая жена, ни теща, у которой жили супруги, не хотели смириться с его увлеченностью. Теща сказала, что она способна прокормить дочь, внучку и себя, а вот зятя-бездельника кормить не собирается, после чего Валентин ушел из семьи.

Как и большинство творческих людей, Пикуль оказался не приспособлен к самостоятельной жизни. Бытовые проблемы представлялись нерешаемыми и отнимали время, но Пикуль продолжал писать. Его произведения издавали в сборниках и журналах, на гонорары можно было жить.

Валентин был широкой души человеком и считал, что друзей нужно кормить досыта и поить допьяна. Деньги быстро испарялись, а вместе с ними и друзья – до следующего гонорара. Так что, несмотря на частые публикации, жил Пикуль бедно. Если от «празднований» с друзьями оставались деньги – он тратил их на книги, причем в основном букинистические: только из них можно было узнать правду о прошлом России. Иногда сидел голодный, но с очередным дорогим фолиантом в руках. Когда к нему переехала мать, мало что изменилось: справиться с друзьями она не сумела. Но однажды Пикуль повстречал свою вторую жену, Веронику Феликсовну Чугунову. Они познакомились в 1956 году. Валентин Саввич был знаком с братом Вероники, Севером Гансовским, начинающим литератором, и тот однажды пригласил его к себе домой. Вероника была старше Валентина почти на десять лет, недавно проводила сына в армию, и считала себя чуть ли не старухой. Но Пикуль влюбился с первого взгляда. Много лет спустя Валентин Саввич рассказывал сыну Вероники, Андрею Чугунову, о том, как ухаживал за его матерью: «Твоя мать гоняла меня, как какого-то паршивца. Я взял ее измором и хитростью». 23 марта 1958 года Пикуль пришел поздравить Веронику с днем рождения сына и предложил съездить погулять за город. Когда она вышла переодеться – выкрал ее паспорт. Поехали в Зеленогорск, на Карельский перешеек. Там Валентин Саввич незаметно подвел возлюбленную к бюро загс. «Зайдем?» Вероника, смеясь, согласилась. Вошли. Шутка продолжалась: «Мы хотим зарегистрироваться». – «Давайте паспорта». – «Когда твоя мать увидела, что я достаю из кармана ее паспорт, она в растерянности согласилась стать моей женой, – рассказывал Валентин Саввич. – Так все и началось».

Вероника Феликсовна стала для Пикуля не просто женой, но еще другом, помощницей, первой читательницей его романов и первым критиком. «Вероника поверила в меня и каким-то шестым чувством (недаром в ее жилах текла и цыганская кровь!) поняла, что из меня что-то получится, – написал Валентин Саввич в своей автобиографии «Ночной полет». – Она, решившись на этот отчаянный шаг, взяла на себя все жизненные заботы, чтобы я мог писать, ничем не отвлекаясь. Сейчас я уже не представляю, как бы я мог работать, если бы рядом со мною не было Вероники. Я ведь недаром посвятил ей свой двухтомник «Слово и дело», самый сложный роман, самый трудный».

Вероника попыталась оградить его от собутыльников, но это оказалось сложно. Чувствуя, что ей не справиться, Вероника – которую друзья Пикуля насмешливо прозвали «Железная Феликсовна» – отважилась на серьезный шаг: она решила увезти мужа из Ленинграда. К тому же в Риге, где Вероника жила после войны, появилась возможность получить вполне приличную двухкомнатную квартирку, тогда как в Ленинграде семья ютилась в крохотной мансарде. Это стало решающим пунктом: Валентину не хватало места для книг и для творческого уединения.

Обмен состоялся в 1962 году. Супруги уехали в Ригу, рассчитывая, что проживут там года три, а остались на всю жизнь. На переезд были потрачены все имевшиеся деньги. На новом месте семья долгое время едва сводила концы с концами, жили в долг, питались одной гречкой. Но зато Валентин Саввич полностью отдавал себя работе.

Пикуль, Валентин Саввич

Пикуль за работой: сигарета в зубах и всегда в тельняшке

Начиная с 1983-го года Валентин Саввич не взял в рот ни капли спиртного. После того как утонул мой сын от первого брака, встал передо мной на колени и сказал: «Все, свою цистерну выпил, а в чужую заглядывать не хочу».

Слово свое Пикуль сдержал. А вот курил до последнего.

С возрастом в компании писателя уже не тянуло. Он говорил, что его лучший друг – собака-дворняжка, которую звали Гришкой в честь Распутина.

maxresdefault

В середине 1960-х годов писатель начал создавать свой уникальный исторический архив. Чтобы как-то упорядочить почерпнутую из книг информацию, он на каждого исторического деятеля заводил собственную карточку, в которой отмечал основные вехи его жизни, а также перечислял источники, где об этом человеке можно было почитать подробнее. Пикуль не начинал писать до тех пор, пока не узнавал о своих персонажах все.

Первый исторический роман Пикуля под названием «Баязет» вышел в свет в 1961 году. Вслед за этим романом, хорошо принятом критиками и читателями, последовали и другие — сначала «Париж на три часа» в 1962 году, затем — «На задворках великой империи» в 1964 году, далее «Из тупика» в 1968 году и «Реквием каравану PQ-17». Триумфальный успех ждал роман «Пером и шпагой», опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом Пикуль проснулся знаменитым.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. После публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению Суслова.

За сотни от Парижа долгих лье,
С пером в руке и на боку со шпагой,
Живет великодушный шевалье,
Прославленный безумною отвагой.

Тебе же, рогоносец граф Герши,
Как крысе, не выглядывать из сыра;
Ревнуй жену, доносами греши,
Но скоро под тобою будет сыро…

Последний роман, над которым работал Пикуль до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил 20 миллионов экземпляров.

Могила В.С. Пикуля

Могила В.С. Пикуля

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.

Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.

Памятник писателю Валентину Пикулю, установленный в день его 85-летия, работы скульптора Александра Арсентьева в Мурманске

Памятник писателю Валентину Пикулю, установленный в день его 85-летия, работы скульптора Александра Арсентьева в Мурманске

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы. И ваш покорный слуга так же точно под влиянием романов Пикуля полюбил историю, все зависит от того как подать: сухо и точно или красиво, но спорно. Я люблю второй вариант ибо он заставляет искать.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле…

Выше — это заготовки для статей по романам Пикуля, которые я уже не буд писать. А здесь — ниже расскажу вкратце о некоторых из них.

«Нечистая сила»: я уже давал выше ссылку на статью по этому роману, но повторюсь здесь. Роман очень явственно отличается от остальных творений Пикуля, будь то «Пером и шпагой» или «Честь имею». Роман написан в стиле вольном, можно даже сказать — хамском. В романе очень много грязи, которой Валентин Саввич щедро поливает практически всех действующих лиц: и самого Григория, и Николая II, и жену его августейшую Аликс, и министров, и второстепенных героев. Здесь нет ни одного положительного героя, не считая Столыпина, который очень быстро сходит с дистанции. Очень хорошо чувствуется личное негативное отношение автора к описываемым персонам. Но более всего Пикуль вкладывает черных красок в образ «старца» Григория Распутина, собственно вокруг которого и крутится весь роман.

«Фаворит»: очень интересный роман, если «не вылавливать блох», то это лучше, что я читал о царствовании Екатерины Второй.

«Честь имею»: замечательная вещь: шпионы, разведка, политика. Казалось бы скукота. А вот и нет — все это в самом лучшем виде — в стиле Пикуля становится ярким и интересным, захватывающим, окунаешься в гущу событий. Вместе с главным героем переживаешь смену власти и режима. Вместе с героем выбрасываешь из окон сербских царственных особ. И когда герой прощается с нами на последней странице, становится грустно, что все кончилось.

«Три возраста Окини-сан»: один мой знакомый сказал, что не будет читать эту фигню про японских девок. Да, название как-то не очень понятно и сразу напрягает. Три возраста, упомянутые в названии, это условное разбиение романа на части — три возраста японской девушки Окини-сан и три эпохи в жизни России. Это замечательный морской роман. Кстати, не знакомым с морской тематикой, стоит вооружиться справочником Сулержицких, который я опубликовал ранее.

«Ступай и не греши»: небольшой сентиментальный роман о жизни одной женщины, которая пережила на своем веку столько всего, что просто дух захватывает. И пусть вас не смущает приписка автора — сентиментальный — это же Пикуль! Тут все как всегда — интересно и увлекательно!

Конечно, я не могу не дать ссылку на библиографию Валентина Пикуля, прошу вас:
Собрание сочинений В.С.Пикуля скачать в формате fb2

«…Кажется, я сказал всё, что знал. Прощайте. Честь имею!»

На основе материалов «АиФ» и «ЧП«

Метки: , , ,
Писано 17.02.2016

Понравилась статья? Тогда получайте обновления на e-mail:

Top