Наверх

Подписывайтесь:

Получать обновления на e-mail:


Цитатко

Обижаться и негодовать, это все равно, что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов

— Нельсон Мандела

Русские исторические фильмы: что имеем?

Автор kbaott, 04.11.2014 | Просмотров: 520 | Печать

Всем мое глубочайшее почтение! Снова я хочу поговорить о кинематографе. Об историческом кино, о фильмах, в которых так или иначе рассказывается история России. Давно уже я собирался написать подобную статью, да все как-то не хватало времени. Уж больно сложный вопрос и без определенного исследования тут не подступишься. Можно сказать, что исследование я это провел и теперь просто хочу поделиться своими наблюдениями.

[stextbox id=»download»]К каждому фильму я прилагаю ссылку на скачивание его с торрент-трекера, а также ссылку на скачивание соответствующей книги для тех, кто хочет ознакомится с экранизированным материалом в оригинале.[/stextbox]

Итак, я долго рылся в Сети в поисках достойных претендентов для обзора, главным критерием отбора была тематика — фильм (или сериал) должен был касаться российской истории, фильм должен иллюстрировать те или иные исторические события и более или менее претендовать на звание исторического. Также фильм должен быть снят в России или Украине, но никак не на Западе, так как западное понимание русской истории немного… искаженное. И вот что я выбрал для обзора:

  1. «Война и мир» (многосерийный фильм, 4 части, 1967, реж. Сергей Бондарчук)
  2. «Дни Турбиных» (трехсерийный фильм, 1976, реж. Владимир Басов)
  3. «Демидовы» (фильм, 1983, режиссер Яропол Лапшин)
  4. «Михайло Ломоносов» (многосерийный фильм, 9 серий, 1986, реж. Александр Прошкин)
  5. «Гардемарины» (фильм-трилогия, 1987, 1991, 1992, реж. Светлана Дружинина)
  6. «Царь Иван Грозный» (фильм, 1991, реж. Геннадий Васильев)
  7. «Тайны дворцовых переворотов» (исторический сериал, 8 серий, 2000-2014, реж. Светлана Дружинина)
  8. «Пушкин. Последняя дуэль» (фильм, 2006, реж. Наталья Бондарчук)
  9. «Пером и шпагой» (сериал, 12 серий, 2007, реж. Евгений Иванов)

10.   «Тарас Бульба» (фильм, 2008, реж. Владимир Бортко)

11.   «Адмиралъ» (фильм, 2008, реж. Андрей Кравчук)

12.   «Белая гвардия» (телесериал, 2012, реж. Сергей Снежкин)

Вот такой список наметился. Возможно я где-то не прав, что включил в список тот или иной фильм, а может и наоборот — не включил. Ежели я сюда не включил некий достойный фильм, то подскажите — какой? В любом случае список собран и по каждому из этих фильмов у меня есть мнение, причем не всегда оно (мнение) положительное. А зачем же я тогда включил в список «плохие» фильмы? А затем чтобы было пространство для сравнения, а также по той причине, что если мне фильм не понравился, то это же не значит, что он не понравился всем остальным, а это уже тема для беседы.

Для чего нужен такой обзор? Читая книги, мне всегда было интересно посмотреть на людей, о которых я читаю. Когда в книге были иллюстрации, портреты, было легче представлять себе героев. Фильмы анимируют те картины, которые описываются в книгах.

Когда Бортко экранизировал роман «Мастер и Маргарита» я был удивлен тому факту, что большинство образов в романе я так себе и представлял! Актеры почти все попали в роль! Фильм оказался замечательной иллюстрацией к роману. То же самое и с «Собачьим сердцем», но тут соответствие актеров своим образам еще в большей степени.

Если фильм снят хорошо, то это хорошо дополняет литературу. Но ни в коем случае не должен ее заменять: нельзя посмотреть «Войну и мир» и сказать, что читал роман! Сначала стоит прочесть роман, а уже после ознакомится с экранизацией.

Так вот, что в своих поисках я обнаружил: очень мало исторической литературы экранизировано, а хорошо экранизированные романы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Итак, приступим:

varandpeace

«Война и мир»

Долго я собирался с духом, чтобы основательно посмотреть экранизацию романа-эпопеи. Экранизация, конечно, мощная, масштабная. Но… есть много этих «но»: про возраст актеров уже много сказано (актеры намного старше своих героев); пафосность, излишняя пафосность, она прет ото всюду, это напрягает. Создатели довольно бережно отнеслись к оригинальному тесту, но жаль, что многое все же осталось за кадром: увлечение Пьера масонством, философские рассуждения Толстого и другие важные моменты. Зато очень много массовки и крупных планов, скучные боевые действия, солдаты, скачущие туда-сюда — широко и масштабно, но затянуто и заунывно. И эту скучную сторону романа в фильме прямо-таки постарались подчеркнуть. Это такая иллюстрация к роману, которая не может существовать отдельно от книги. И не очень понятно, за что фильму дали «Оскар»…

Теперь об историчности, ее практически нет. По книге можно проследить события тех времен, очень хорошо вырисовываются роли всех участников событий — от полководцев до обывателей. В фильме этого практически нет. Не читая книги сложно понять кто есть кто. Нет никаких объяснений — мол мы взяли хороших актеров, а вы сами догадайтесь кого они играют. Поэтому фильм никак не сможет заменить прочтение книги. Конечно, это титаническая работа, тем более для тех времен, но это «блюдо для гурманов».

Вывод: смотреть только после прочтения романа, смотреть по желанию. Если Вы читали роман, а фильм не смотрели  — ничего не потеряете, фильм «во вкус романа» ничего нового не привносит.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Л.Н. Толстой «Война и мир»: Lev Tolstoy fb2
Торрент «Война и мир» скачать фильм с rutracker.org[/stextbox]

Imageujt0052

«Дни Турбиных»

Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь…

Сразу начну с того, что сейчас часто принято сравнивать «Дни Турбиных» Басова и современную экранизацию «Белой гвардии» Снежкина. Стоит уточнить, что «Дни Турбиных» это пьеса, Басов снял телепостановку этой пьесы; а «Белая гвардия» это роман, который Булгаков написал раньше «Дней Турбиных», а Снежкин снял фильм по роману. Причем «Дни Турбиных» Булгаков «вылепил» из «Белой гвардии» для того, чтобы ставить на сцене театра, поэтому ему пришлось сильно ужать роман, выкинуть героев, а некоторых героев «склеить», как это случилось с Алексеем Турбиным, в которого «влились» и Най-Турс и Малышев. А еще вспомним те времена, в которые роман и пьеса создавались — советская власть мучила и третировала Булгакова «по черному», поэтому, чтобы пьесу разрешили ставить, ему пришлось пойти на разные изощрения вроде того, что автор сделал Мышлаевского большевиком. Тем более, что «Дни Турбиных» ставились по третьей редакции пьесы, а она напичкана советской идеологией в ущерб произведению, в угоду власти. Скорее всего Булгаков видел пьесу на сцене без такого количества изменений, но ему пришлось их внести дабы спасти пьесу, показав в конце большевиков победителями не только военными, но и идеологическими.

Итак, Владимир Басов, «Дни Турбиных». Это классика. Но это не Булгаков. Здесь не чувствуется булгаковская душа. Например вот Бортко гениально воссоздал дух и суть «Собачьего сердца», а Басов не смог передать ту изюминку, за которую так любят Михаила Афанасьевича. Постановка хороша, но мне многое в ней не понравилось: например, Алексей Турбин, как может играть его Андрей Мягков? Ну не его это роль, не для него этот образ. Вот Новосельцев — это для него, но не полковник-белогвардеец. То ли дело сам Басов в роли Мышлаевского — человек знает, что делает и кого играет, хотя… один эпизод мне все же не понравился: в самом начале когда Мышлаевский приходит к Турбиным и отогревается у печки, ругая гетмана и мужичков-землепашцев — этот эпизод с самого начала задет лейтмотив всей картины — задает картонный стиль. Все герои картонные, реплики по бумажке, ходят как «боты в контр-страйке» — из точки в точку. Очень мало эмоций. Их почти нет, а тут все должно быть на эмоциях. Все это, конечно, следствие того, что попытались на экран перенести действие привычное для театральной сцены. А тот, кто был в театре, а потом смотрел то же самое по телевизору, знает, что это «две большие разницы». Конечно же, такая трансформация Басову не удалась.

Историчность фильма на среднем уровне. Исторические события проходят как-бы стороной, мы их видим по большей части глазами простых людей из комнаты с кремовыми занавесками… Хоть и исторических фактов мало, но эта экранизация хорошо показывает что пережили люди в те годы. И узнать те времена с другого ракурса, не со стороны историка-рассказчика, а со стороны обывателя, стоит.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: М.А. Булгаков «Дни Турбиных»: Dni_Turbinyih
Торрент «Дни Турбиных» скачать с rutracker.org[/stextbox]

demidovyi

«Демидовы»

Историческая сага о династии первых промышленников в России. В основе сюжета первой серии лежит история взаимоотношений Демидовых с Петром I. В короткий срок по указанию Петра Акинфий Демидов наладил производство чугуна, пушек, что позволило России одержать ряд исторических побед. Действие второй серии развивается в период царствования Анны Иоанновны, когда Акинфий Демидов стал полновластным хозяином на Урале и сумел противопоставить себя жестокому и хитрому правителю Бирону.

Очень годный исторический фильм о тульских кузнецах Демидовых, хорош уже тем, что просто единственный на эту тему. Родоначальник Демидовых — Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725), тульский кузнец, выдвинувшийся при Петре I и получивший огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов.

По указу Петра I в 1702 ему был передан казенный Невьянский завод на Урале. Демидов перевез туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. Поднимать инфраструктуру и управлять заводами «на месте» он оставил своего сына Акинфия Демидова…

В двух серях фильма показано зарождение металлургии на Урале. Хорошо показана жизнь простых рабочих, которые трудились на демидовских заводах в жутких условиях, среди них была даже поговорка: «Не страшна нам Сибирь — у нас своя каторга».

Демидовы очень противоречивая династия: с одной стороны — они принесли стране много благ, но зацикливаясь на прибыли и масштабности производства, творили жуткие вещи. Демидовы — нелюдимые, бессердечные и жестокие люди, никогда и никому ничего не прощали и жестокого карали неугодных. Все это хорошо показано в фильме и, кстати, не стоит списывать образ «угнетенных рабочих» на времена, нет, это не дань партии, это жестокая правда, местами даже скрашенная.

Для полноты картины стоит почитать роман «Каменный пояс» Евгения Федорова. Этот роман посвящен жизни всей династии Демидовых — от Акинфия до последнего его потомка. Мощная вещь, читая книгу, я, бывало, вскакивал с места с криками: «Каковы негодяи! Вот мрази! Сатрапы! Изуверы!» — это так меня «цепляли» жестокости, которые были «валютой», которой все Демидовы расплачивались с подчиненными. В фильме, конечно, не все так красочно, но в целом фильм историчен и хорошо рассказывает, что это были за люди. Рекомендую!

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Е. Федоров «Каменный пояс»: Каменный пояс (в 3-х частях)
Торрент «Демидовы» скачать с rutracker.org[/stextbox]

img-214786-23bcd89408

«Михайло Ломоносов»

В сериале показана история России 18-го века через жизнь и деятельность выдающегося ученого и литератора Михайлы Ломоносова.

Это мой любимый фильм из всех представленных, да и наверное, любимый вообще. Вызывает бурю эмоций, патриотический восторг, уважение к личности Ломоносова. Фильм заставляет думать! Это очень достоверный фильм — здесь нет излишней пафосности и вычурности, это фильм-биография великого русского ученого, причем в нем нет исторических ошибок и неточностей — это огромный «плюс». Здесь все правда, а внешнее сходство некоторых актеров со своими персонажами добавляет достоверности. Когда будете смотреть фильм, знайте — все так и было — и царицы были такими, и ученые так себя вели, и интриги и все-все-все. Здесь нет преувеличений. Итак, это исторический фильм, который нужно показывать детям и смотреть взрослым — вот с кого надо брать пример, с Михайлы Ломоносова.

Я для усиления впечатлений стоит ознакомится с трудами Ломоносова, пусть не полностью их прочитать, но полистать стоит.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Михайло Ломоносов — Полное собрание сочинений: торрент
Торрент «Михайло Ломоносов» скачать с rutracker.org[/stextbox]

gardemariny-

«Гардемарины»

Сюжет картины переносит зрителей во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон.

Гардемарины — это такие «Три мушкетера» на русский лад. После успеха французов д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса, нужно было состряпать что-то подобное, только о России — вот и получились «Гардемарины». Все знают, кто такие гардемарины, все влюблялись в Жигунова, Харатьяна и Шевелькова, дети наравне с игрой «в дартаньянов» играли и в «гардемаринов». Сейчас так не снимают, и счастливы те, кто вырос на таких фильмах. Историчность фильмов в целом выдержана, основные события тех времен раскрыты достойно, реальные герои в целом аутентичны, но, конечно, это в первую очередь приключенческий фильм, а потом уже исторический.

[stextbox id=»download»]Торрент «Гардемарины, вперед!» скачать с rutracker.org
Торрент «Виват, гардемарины!», «Гардемарины III» скачать с rutracker.org[/stextbox]

tsar-ivan-groznyij-scene-11

«Царь Иван Грозный»

Царствование Ивана Грозного — это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному или Морозову.

Фильм снят по повести Алексея Толстого «Князь Серебряный». Хороший образец исторического фильма со своими «плюсами» и «минусами», его стоит посмотреть, но предварительно повесть вышеозначенную прочесть не мешало бы (хотя и не обязательно). Иван Грозный в исполнении Кахи Кавсадзе мне понравился: то ли псих, то ли настолько «Грозный», что понять, что у него на уме невозможно. Убивает, молится, убивает, замаливает, казнит, замаливает — набожный дядька в общем.  Остальные персонажи также получились довольно убедительные и запоминающиеся. Фильм не претендует на звание высокой классики — просто хороший исторический фильм. Этого вполне достаточно.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: А.Толстой «Князь Серебряный»: Knyaz_Serebryanyj
Торрент «Царь Иван Грозный» скачать с rutracker.org[/stextbox]

266152

«Тайны дворцовых переворотов»

Восемь фильмов об истории России в период от смерти Петра Первого до правления Анны Иоанновны. Снимается аж с 1995 года, изначально  планировалось, что он будет состоять из 12 фильмов, сейчасснято уже 8 фильмов, будут ли еще — неясно, надеюсь будут. Возможно, что Дружинина хотела создать длинную и более интеллектуальную версию истории, рассказанную в трилогии «Гардемарины». Однако новый сериал был воспринят неоднозначно. С одной стороны, он построен на классической схеме для подобных сериалов и представляет собой последовательное изложение реальных исторических событий. Его герои — исторические персонажи. В сериале воссозданы интерьеры и моды Российской империи первой половины XVIII в. — большая часть интерьерной съёмки проводилась на территории музея-усадьбы Кусково. Закадровый голос часто излагает исторические факты, призванные просветить зрителей. По мнению некоторых критиков, сериал фактически является художественным изложением лекций историка В. О. Ключевского, что само по себе вызывает уважение и доверие к происходящему на экране. Единственное, что меня напрягает — это непонятно зачем измененная стилистика 7-го и 8-го фильмов: первые шесть фильмов излагались довольно крепко и серьезно, даже волнующе, но две последних серии подкачали — какие-то странные вкрапления песен и прочей «лабуды», очень похоже на «Возвращение мушкетеров», где у Юнгвальд-Хилькевича случились макароны головного мозга. Непонятно зачем нужно было три раза менять актрису исполняющую роль Анны Иоанновны, ну сначала она была как бы эпизодическим персонажем — простительно, второе появление в исполнении Инны Чуриковой, которая портретно ни разу не похожа на свою героиню, и в последнем фильме Анну играет та же актриса, что играла Екатерину I — что за?.. Зачем? Неясно.

Но все это — мои придирки. Сериал замечательный, красочный и, главное, достоверный. Очень рекомендую.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Ключевский В.О. Полный курс лекций: торрент
Торрент «Тайны дворцовых переворотов» скачать с rutracker.org[/stextbox]

 kinopoisk.ru

«Пушкин. Последняя дуэль»

27 января на Черной речке состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, исход которой оказался смертельным для поэта. Светские сплетни и интриги обострили обстановку вокруг семьи Пушкина. Апогеем этой войны в высшем обществе Петербурга стала серия анонимных писем, порочащих имя Натальи Николаевны Пушкиной.

Даже друзья поэта были втянуты в грязные сети заговора. Узнав о содержании анонимок, император Николай I усмотрел в них не только оскорбление семьи Пушкиных, но и клевету на царское семейство. Секретное дело император поручает вести начальнику корпуса жандармов тайной канцелярии сыска Дубельту.

Третьему отделению удается узнать многое: в каких отношениях состояла жена поэта с его убийцей и кто являлся возможным автором анонимок, но… только частное расследование полковника Галахова продвинулось в истинном понимании причин гибели Пушкина, ставшей впоследствии общенациональной трагедией.

Это краткое содержание фильма. А теперь мои впечатления. Первое, что мне понравилось в фильме — это в целом достоверные факты из жизни и смерти поэта. Есть такая книга «Последний год жизни Пушкина», в ней собраны фрагменты дневников и письма людей, окружавших поэта в последний год перед его смертью, так вот фильм прямо таки снят по этим письмам. Большинство диалогов — это значимые фразы из дневников и писем. При этом Безруков замечательно передал характер и образ поэта, а как он читает «Медного всадника»! Ух, мурашки по коже!

Все персонажи тут реальные, да и портретное сходство также приятно. Хотя фильм о Пушкине, но в нем хорошо показано то время: балы, салоны, интриги — все очень живо. Фильм не ставит точку во всей этой мутной истории, так как историки так и не пришли к «общему знаменателю», но фильм заставляет задуматься и еще раз уверится в том, что Пушкин это Великая личность.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Кунин «Последний год жизни Пушкина»: KUNIN_Pushkin
Торрент «Пушкин. Последняя дуэль» скачать с rutracker.org[/stextbox]

6a9b5c0efa22e905a0fe285d26e7d0a7

«Пером и шпагой»

В основе сериала — события восемнадцатого века, малоизвестные подробности из истории дипломатии периода той войны, которая впоследствии получила название Семилетней; о славе и подвигах российских войск, дошедших в битвах до Берлина. Но в центре событий не столько боевые эпизоды, а «закулисье» так называемой «секретной дипломатии», особого явления международных отношений середины века, где шпионаж и придворные интриги, где любовные отношения тесно переплелись с подкупом и предательством.

Один из главных действующих лиц повествования кавалер де Еон — дипломат и шпион Версаля при русском дворе. Дуэлянт, республиканец, «который 48 лет прожил мужчиной, а 34 года считался женщиной и в мундире, и в кружевах сумел прославить себя, одинаково доблестно владея пером и шпагой».

Сериал «по мотивам» одноименного романа Валентина Пикуля. Вот это «по мотивам» оставило от шикарного романа одни ошметки и рядом Макарский, актера этого я вообще за актера не считаю. Кавалер де Еон ему не удался — не верю, не так я себе представлял этого человека. Сюжет перековеркали, после просмотра осталось ощущение, что посмотрел 12-серийный клип с Макарским. И вообще здесь подбор актеров не очень удачный. Так что до таких шедевров как «Михайло Ломоносов» подобным сериалам далеко. А жаль.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Валентин Пикуль «Пером и шпагой»: perom_i_shpagoy
Торрент «Пером и шпагой» скачать с rutracker.org[/stextbox]

kinopoisk.ru-Taras-Bulba-944121

«Тарас Бульба»

По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой. В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…

Итак, фильм по Гоголю. Но тут нет духа Гоголя, зато есть много расчлененки и натуралистических сцен: кровь, мясо, хруст… быстро надоедает. Две вещи в этом фильме мне понравились: как показана жизнь и быт казаков и два актера — Ступка и Боярский, хоть из Боярского казак не очень, но они тут два настоящих актера, а остальные — статисты. Итак, имеем экшн по Гоголю. Судите сами.

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: taras-bulba.fb2
Торрент «Тарас Бульба» скачать с rutor.org[/stextbox]

kinopoisk.ru

«Адмиралъ»

Фильм, рассказывающий о жизни и любви выдающегося боевого офицера военно-морского флота, полярного исследователя, а затем ставшего адмиралом, верховного правителя России — Александра Васильевича Колчака и Анны Тимиревой. События разворачиваются в период 1916-1920 годов на фоне крушения Российской империи, двух революций и Гражданской войны.

Тут у нас спецэффекты, стилисты, операторы — всем коньяк! Все остальное на уровне сочинения, написанного школьником, по рассказам дедушки, который все забыл, потому что еще не родился, когда жил Колчак.

Тот факт, что в историческом фильме очень мало истории, зато много ляпов, неточностей и откровенной чепухи — огорчает.

Вот например:

  • на офицерской вечеринке пьют шампанское, хотя тогда действовал «сухой закон»;
  • у мичмана на погонах две звезды, а должно быть три;
  • если уж на то пошло, то название скорее всего должно быть все-таки «Адміралъ»
  • удивляет чрезмерное количество офицеров на затрапезном миноносце 3-го ранга, в том числе командир в звании капитана 1-го ранга, в то время как кораблями данного типа командовали старшие лейтенанты, что соответствовало армейскому капитану. Офицеры не стояли за штурвалом, как показано в фильме — функции рулевых исполняли матросы или кондуктора-сверхсрочники.
  • Колчак назван «командиром дивизиона». Дивизион – это подразделение военных кораблей одного класса. Колчак командовал соединением (всеми миноносными силами Балтийского флота) и был начальником Минной дивизии. Он не мог напрямую командовать миноносцем, где вся полнота власти принадлежала командиру корабля, а не вышестоящему офицеру
  • У офицеров царского флота было более двух десятков видов форменной одежды на все случаи жизни. Для праздничных мероприятий предписывался мундир с эполетами, коих у главного героя и окружающих его офицеров в эпизоде на балу мы не наблюдаем.
  • В апреле 1917 года Временное правительство отменило ношение на флоте погон и эполет со звездочками — были введены нарукавные нашивки английского образца (с «петлей Нельсона»). Колчак Хабенского щеголяет с нашивками на погонах(!), а Сергей Тимирев – в старых погонах. В сцене на палубе корабля у Колчака две звездочки в верхней части «английских» погон (возле пуговицы), а в эпизоде визита к Керенскому – звездочки уже в нижней части погон.
  • У некоторых матросов на бескозырках гвардейская лента, свидетельствующая о принадлежности к экипажу корабля, заслужившего георгиевское знамя. На некоторых лентах не написано название корабля. Рядом в одном строю стоит лысый усач без ленты вообще. Судя по спасательному кругу, события происходят на новейшем на то время линкоре «Императрица Екатерина», который гвардейским не был.
  • В эпизоде, где большевики потребовали у Колчака сдать оружие, адмирал бросает в море наградную георгиевскую саблю. Сабля, конечно, эффектней. Но в действительности, скорее всего, за борт должен был полететь кортик. Лица, которым жаловали золотую саблю, имели и золотой кортик. По этикету саблю надевали на торжественные мероприятия, а в повседневной обстановке, в какой происходили данные события, носили кортик.
  • В артиллерийской дуэли что это корыто, что его последователя утопили бы через пять минут. Никогда он через минное поле, завлекая немцев, не лез. Чтобы броненосный крейсер рванул от одной мины, нужна детонация пороховых погребов, и то всё это подольше продолжалось бы… Поражение «ходовой рубки» с одного выстрела лично каперангом Колчаком — это помесь вестерна с галлюцинацией, тем более, ни к какой остановке корабля противника это не привело бы, он управлялся из боевой, защищенной броней рубки. Правда лишь в том, что «Фридрих Карл» затонул, наскочив на минное поле. Еще в ноябре 1914 года, после пяти часов борьбы за живучесть корабля! Да, мину, поставленную ДИВИЗИЕЙ Колчака по приказу его друга Эссена, которого в фильме почему-то нет… Понятно, что для штафирок разницы между дивизией и дивизионом никакой, но вы уж поверьте мне на слово — она очень серьезна!
  • ну и еще один момент: кроме того, что Колчак был благородным рыцарем-белогвардейцем, он еще был довольно жестоким человеком, были и расстрелы мирного населения, и сожженные деревни и прочая… В фильме этого нет, дабы не запятнать белоснежный мундир. Коль снимаете исторический фильм — так снимайте его с исторической достоверностью. Иначе выйдет ляп — типа «Адмиралъ».

Итак, если откинуть тот факт, что этот фильм имеет мало общего с историей, фильм, все же, неплохой. По крайней мере смотреть его интересно, а если уж так сильно мешают ляпы, то относитесь к нему как к «Свадьбе в Малиновке».

Итог: красивый фильм, истории мало.

[stextbox id=»download»]Торрент «Адмиралъ» скачать с rutracker.org[/stextbox]

815742

«Белая гвардия»

Вот мы и подошли к последнему художественному фильму в этой подборке. Итак, понятно, что это экранизация «Белой гвардии» М.А. Булгакова. Замечу, что это экранизация именно романа.

Действие происходит в Киеве, зимой 1918-го года. Тихая, интеллигентная семья Турбиных становится свидетельницей и участницей страшных событий кровавого 1918-го года. Главные герои — старший брат Алексей, сестра Елена, младший Николка и их друзья Мышлаевский, Карась и Шервинский — вовлечены в круговорот военных и политических событий. Их личные драмы разворачиваются на фоне трагедии всей страны — из Киева уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры.

Много споров ведется вокруг этого фильма, очень много его ругают. Но пусть и меня ругают вместе с ним. Мне фильм понравился намного больше «Дней Турбиных» Басова.

Да, в этой экранизации много ляпов. Может быть не меньше, чем в «Адмирале». Приведу некоторые:

В начале фильма закадровый голос говорит следующее: «Декабрь стремительно подходил к половине… 18-му году скоро конец… Что в это время происходило в Киеве, никакому описанию не поддается. Пока что можно сказать одно: по счету киевлян, у них уже было 18 переворотов». Ну кто читал у Булгакова не только «МиМ» и «БГ», тот поймет откуда эта почти дословно «слизанная» фраза — из очерка «Киев-город». Ну слизать-то слизали, а зачем? Видимо, чтобы потрясти воображение зрителя чудовищным количеством переворотов. А на самом деле: о 18-ти переворотах Булгаков писал, имея в виду всю гражданскую войну в целом, а на тот момент, когда разворачиваются события в фильме, переворот было шесть:

  1. в феврале 17-го царя сменило Временное правительство,
  2. Временное правительство свергли большевики,
  3. большевиков — Центральная Рада,
  4. Центральную Раду — снова большевики,
  5. большевиков — выгнали немцы, вернув Центральную Раду,
  6. а Центральную Раду, с разрешения тех же немцев, сверг Скоропадский.

И снова закадровый голос говорит глупости: «Под конец года плотными серыми шеренгами в город вошли немцы… К власти пришел Павел Петрович Скоропадский»… Немцы-же вошли в Киев не под конец 18-го года, а в начале — в марте. Ладно, это ништо. Едем дальше. Многое в фильм напихали, чего в романе не было и быть не могло. В уста героев вложили фразы, которых Булгаков не писал, да и не написал бы никогда за их глупостью. Сцена с вырезанием «погонов» на плечах юнкера, исполнение украинского гимна в кинотеатре при просмотре «Фантомаса», адъютанты наряжающие елку, убийство Козыря-Лешко Турбиным — все это, конечно, лабуда, которой у Булгакова нет. Но как бы там ни было — это сильный фильм. И мне он понравился намного больше «Дней Турбиных». Взять только одну маленькую сцену, когда Мышлаевский приходит к Турбиным и отогреваясь и приходя в себя ругает всех и вся, а потом рассказывает как он наткнулся на мужичка: Басов в этой сцене совершенно не вызывает веры в то, что  этот человек замерз, голоден, зол — он просто говорит и все. Пореченков же в этой сцене куда более живой — я прекрасно представляю себя в его шкуре и понимаю, что я именно так бы и вел себя: приняв немного водочки, эмоционально размахивая руками, крыл бы матом «святого землепашца сеятеля и хранителя».

Актеры, хоть и примелькались, но вполне подходят под свои роли, ну кроме Николки — мордатый такой мальчуган не справился с задачей. А вот Най-Турс (Серебряков), Карась (Стычкин), Тальберг (Черневич), Студзинский (Зибров), Малышев (Гуськов) — все они просто замечательно вошли в роль! Каков Серебряков — железный полковник Най-Турс — крут и эпичен более чем! Гуськов показал капитана Малышева так как никто его не покажет, чего только стоит его монолог перед юнкерами о том как сбежал гетман: на словах «…бежал, как последняя каналья…» у меня аж «мурашки побежали», я этот момент раз пять пересматривал. Тальберг совершенно великолепен в своем крысятничестве и эта «оперетка» у него выходит намного лучше чем у Басилашвили.

В «Белой гвардии» Снежкина я местами почувствовал что-то булгаковское, а в «Днях Турбиных» Басова — нет.

Историчность. Ну как я уже говорил, есть ляпы и неточности, но они не сильно бросаются в глаза, так как этот фильм и не претендует на историческую достоверность. «А зачем же тогда этот фильм в этом списке?» — спросите вы. Отвечаю: затем, что тут хорошо показано то страшное время, время Петлюры, время переворотов… что-то подобное и сейчас происходит на Украине. Так вот, грохот пушек от которых содрогается дом мне знаком, знаком настолько, что смотря «Белую гвардию» у меня щемит сердце… тревога, мучительное ожидание того, что вот-вот в город войдут те, кому тут не рады и те, кого здесь боятся настолько живо чувствуется в фильме, что понять это могут только те, кто пережил нечто подобное. «Дни Турбиных» таких эмоций не вызывают, так как все события показаны «картонно» и не правдоподобно, что странно, так как сам Басов прошел войну…

[stextbox id=»download»]Уголок читателя: М.А.Булгаков «Белая гвардия»: Belaya_Gavardiya fb2
Торрент «Белая гвардия» скачать с rutracker.org[/stextbox]

Ну вот и завершился мой обзор русских исторических фильмов. Я здесь не писал о документальных фильмах, они не всем интересны и не все их захотят смотреть. А вот популярные художественные фильмы могут помочь в том, чтобы стать ближе к истории. Возможно кого-то эти фильмы подтолкнут прочесть книгу, которую я рекомендую в тему фильма, а может быть кто-то пойдет дальше — искать истину в других источниках. А это — главная цель!

Удачи всем, храни вас Господь!

Метки: , , ,
Писано 04.11.2014

Понравилась статья? Тогда получайте обновления на e-mail: